Нет времени читать статью?
Камеры автоматической фото- и видеофиксации уже давно имеют возможность фиксировать как остановку за стоп-линией, так и проезд на запрещающий сигнал. И, если с красным светом всё может быть предельно ясно, то с жёлтым могут возникнуть сомнения. Ведь ПДД не запрещают движение в этом случае при наличии важного условия – невозможность остановиться без резкого торможения. Однако, как на практике работают такие средства автофиксации нарушений? Придёт ли штраф, если вы проехали на жёлтый сигнал светофора под камерой? Но самое главное, есть ли возможность обжаловать постановление, на каком основании и насколько успешно. Обо всём этом подробно поговорим в этой статье.
Когда разрешён проезд на жёлтый сигнал светофора?
И начнём мы с того, что жёлтый свет, согласно ПДД, фактически является запрещающим. То есть, если он загорелся, вам нельзя продолжать движение через перекрёсток, пешеходный переход или другие участки дороги, перед которым установлен светофорный объект.
Формально такой сигнал выполняет 2 функции:
Такое положение дел диктует нам пункт 6.2 Правил дорожного движения. Вместе с тем, по официальной трактовке тут же содержится исключение в виде отсылки к другому пункту – 6.14, который предписывает возможность движения на жёлтый в том случае, если у водителя нет возможности остановиться в соответствии с требованиями ПДД, не применяя экстренное торможение.
А требования Правил к остановке на запрещающий сигнал светофора содержатся уже в пункте 6.13. Согласно ему, вы обязаны остановиться:
- перед стоп-линией при её наличии,
- если она отсутствует, то на перекрёстке перед пересекаемой проезжей частью, но не создавая помех движению пешеходов,
- на иных участках дорог – перед самим светофором.
Таким образом, если у вас была возможность полностью остановиться на жёлтый сигнал светофора, но вы, тем не менее, проехали дальше, а на данном участке висит камера автофиксации нарушений, то штраф будет вполне законен. Вот только далеко не всегда… А, если быть точнее, то никогда.
Почему? Вы узнаете немного ниже.
Если это мигающий зелёный свет?
Нет, камера фотофиксации не может фиксировать проезд на мигающий зелёный, потому как он вообще не запрещает дальнейшее движение и носит лишь информирующий характер. Даже если вы едва успели проехать на разрешающий моргающий свет, то нарушения в любом случае не будет. Соответственно, и штраф с камеры за это будет незаконен.
Именно так это работает и на практике. Ещё не было случаев, чтобы водителям приходили «письма счастья» за проезд на мигающий зелёный. Разве что по ошибке.
Если речь идёт о движении на мигающий жёлтый?
Штрафуют ли камеры за мигающий жёлтый сигнал светофора в 2021 году? Вполне себе да. Но, опять же, речь идёт об ошибочной фиксации.
Дело в том, что сам по себе такой сигнал также не запрещает дальнейший проезд. Более того, он вообще делает перекрёсток нерегулируемым и становится таковым, когда, например, светофор неисправен либо на данном участке дороги организован такой режим движения, когда светофорный объект автоматически в определённое время (например, в ночное) переводится в моргающий режим. Чаще всего такое бывает на пешеходных переходах.
И вот если светофор сломался, вследствие чего загорелся жёлтый мигающий, то камера, висящая над ним, может продолжать фиксировать нарушения проезда. Хотя, это редко, потому как чаще всего средства автофиксации синхронизируются с режимом работы светофора, и при поломке последнего также перестают снимать.
Какой штраф за движение на запрещающий сигнал?
В 2021 году есть 2 вида наказаний в зависимости от повторности нарушений:
- на первый раз вам назначат штраф с камеры за жёлтый сигнал светофора в размере 1 000 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП РФ,
- а вот за повторное нарушение могут привлечь к штрафу в сумме уже 5 000 рублей либо лишить прав на 4-6 месяцев по части 3 этой же статьи.
Фиксируют ли камеры проезд на жёлтый в 2021 году?
Да. Многие автолюбители встречали такое на практике на сегодняшний день. А сама такая возможность предусмотрена, разумеется, не только техническими возможностями самих средств автофиксации, но и законодательством. Так, ГОСТ Р57144-2016 в таблице №2 пункта 6.5 перечисляет нарушения, фиксируемые камерами ГИБДД, и среди них есть запрещающий сигнал (и данному событию назначено название «С2»).
В каком размере придёт штраф?
Выше мы писали, что сегодня предусмотрено 2 меры ответственности за проезд на запрещающий сигнал. Но сможет ли в 2021 году камера опознать повторное нарушение, и что будет грозить водителю в этом случае?
Да, камеры умеют распознавать повторность – если ранее в течение года вы привлекались по части 1 статьи 12.12 (без разницы, при проезде на камеру или остановил сотрудник ГИБДД), то придёт штраф 5 тысяч. Если быть точнее, то отсчитывается год не от предыдущего нарушения, а от исполнения – полной оплаты штрафа. И чаще всего поправка по повторности нарушения определяется сотрудником Центра автофиксации на месте при ручной проверке материалов с камеры (да, автофиксация – это не совсем автоматический режим).
Однако, если вас поймала за проездом на жёлтый камера, то лишения прав быть не может. Более подробно обо всём вышеописанном мы рассказывали в статье про повторность нарушений ПДД.
Я проехал на жёлтый – придёт ли мне штраф, как узнать?
К сожалению, доподлинно определить, зафиксировала ли камера конкретно ваш случай движения на жёлтый, невозможно. Вы об этом узнаете только при появлении соответствующего штрафа в одном из сервисов либо когда придёт письмо с копией постановления по почте.
Но в большинстве средств работает инфракрасный датчик, который можно увидеть при проезде через камеру. Особенно, в тёмное время суток видно, как она светится красным цветом.
Между тем, в ожидании санкции можно подготовиться для успешного её оспаривания. Ведь, как мы уже писали выше, фото- и видеофиксация проезда на жёлтый свет светофора вообще незаконна.
Как обжаловать штраф?
Рассказу о формальной подаче жалобы мы посвятили подробную статью о порядке оспаривания штрафа ГИБДД. Поэтому здесь отметим особо важные тонкости и нюансы касательно обсуждаемой нами темы.
- Как мы уже упомянули выше, обжаловать штраф с камеры за жёлтый следует в любом случае. Да, мы не можем, конечно же, гарантировать 100-процентного удовлетворения жалобы. Однако, правильно изложив факты и отсылки на законодательство 2021 года, постановление должны отменить.
- Куда подавать заявление, указано на оборотной стороне копии постановления – в нашем случае это региональный ЦАФАП.
- Вам нужно успеть подать жалобу в течение 10 суток после получении копии постановления. Если письмо вам не приходило, то лучше всё равно направьте заявление сразу, как только узнаете о штрафе, так как нередки случаи, когда на почте будет стоять отметка о безуспешном вручении вам письма с постановлением, хотя, вы об этом и подозревать не могли.
А теперь, собственно, перейдём к обоснованности такого штрафа! То есть в жалобе нам нужно будет указать, на каком основании в ЦАФАП обязаны отменить штраф за проезд на жёлтый сигнал. И оснований таких может быть несколько.
Законен ли штраф за жёлтый?
Итак, начнём мы с того, что, согласно административному законодательству 2021 года, любые сомнения в вашей виновности трактуются в вашу пользу. Это означает, что если есть хотя бы малейшее сомнение в том, что вы виноваты в нарушении ПДД, то постановление должны отменить. И только когда вина будет на 100% доказана, штраф становится законным. Так диктует нам статья 1.5 КоАП о презумпции невиновности.
Однако, тут же содержится Примечание, что это не работает в случае с камерами видео- или фотофиксации нарушений. Да и штраф здесь выносится собственнику автомобиля. Тем не менее, общий принцип закона должен работать в общем и целом. А это один из главных принципов в «административке».
А теперь вернёмся к нашей теме и поставим вопрос следующим образом: сможет ли камера автофиксации определить, была ли возможность у водителя остановиться без экстренного торможения? Если установка не может чётко ответить на данный вопрос при фиксации, то здесь и нарушается общий принцип законодательства – любые сомнения в виновности лица трактуются в его пользу.
Зачем нам всё это? Вот зачем!
Камеры фотофиксации вообще нельзя настраивать на жёлтый по ГОСТу!
На практике 2021 года вовсе не предусмотрена возможность работы средств автоматической фиксации для выявления такого нарушения, как проезд на жёлтый сигнал. Именно по той причине, что в ПДД существует условие, когда такое движение не запрещено – невозможность остановиться без резкого торможения. Умеет ли камера определять такую возможность? Практически ни одна не умеет.
Тем не менее, подкрепим вышеуказанное утверждение официальной трактовкой. Тот же ГОСТ Р57144-2016, только уже в таблице №3 пункта 6.5 содержит условия для возможности фиксации различных нарушений средствами автофиксации.
И здесь содержатся следующие требования для обеспечения события «Ф3», являющегося фиксацией проезда на запрещающий сигнал светофора.
- Должны быть обеспечены одна или несколько фотографий с расположением автомобиля до стоп-линии, а на изображении должен быть виден сигнал светофора.
- Либо вариант, фотографий машины во время или после проезда перекрёстка, пешеходного перехода (если светофор регулирует его) или же во время проезда ж/д переезда после шлагбаума или светофора и до ближайшего рельса либо после него. И здесь также обязательно наличие в кадре запрещающего сигнала светофора.
Однако, ключ здесь кроется в том, что во всех перечисленных условиях для возможности автофиксации проезда на запрещающий сигнал указывается, что в кадре фотоматериалов, полученных средствами такой фиксации, должен быть именно красный свет, а не жёлтый.
Таким образом, если в отношении вас вынесено постановление со штрафом, и вы уверены (либо на фотоматериалах в копии документа видно), что проехали именно на жёлтый, а не на красный сигнал, то нужно обжаловать штраф. И основание можно указать примерно следующее:
В соответствии с пунктом 6.5.1 Государственного стандарта ГОСТ Р57144-2016, «Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны обеспечивать фиксацию событий (в том числе административных правонарушений) и формирование материалов в соответствии с требованиями, приведенными в таблицах 1-3.»
В соответствии с обозначениями материалов событий Ф3, на фотоматериалах в таких технических средства должен фиксироваться запрещающий (красный) сигнал транспортного светофора для определённого направления движения.
На основании изложенного следует сделать правильный вывод о том, что технические средства автоматической фотовидеофиксации не применяются для фиксации нарушения проезда на запрещающий жёлтый сигнал светофора.
Кроме того, я двигался(двигалась) в соответствии с пунктом 6.14 Правил дорожного движения, не имея возможности остановиться в соответствии с требованиями пункта 6.13 на жёлтый сигнал.
Если по фото не видно сигнал светофора?
Как мы указали выше, на фотоматериалах, полученных при проезде перекрёстка, к примеру, на жёлтый светофор под камерой, должен быть виден текущий сигнал во время фиксации нарушения. Если этого нет, то камера работает не по ГОСТу, и это также влечёт законную отмену назначенного штрафа.
Одна фотография должна быть или две?
А вот это уже не имеет большого значения. Дело в том, что Госстандарт предусматривает и одну, и две и более фотоматериалов. А вообще, как правило, камеры снимают видеоматериал, просто вам по почте на бумаге видео ну никак не прикрепить, и потому отправляются просто отдельные кадры с записи в качестве обоснования назначенного штрафа.
Если фото вовсе отсутствует в материалах?
Это также несущественный недостаток полученной вами копии постановления. Дело в том, что, хотя ГОСТ и предусматривает обязательность хотя бы одной фотографии, нигде не говорится о том, что она обязательно должна быть показана вам.
А при попытке обжалования постановления только на это основании инспектор ЦАФАП может направить в суд или рассматривающему дело должностному лицу имеющуюся фотографию. То есть отсутствие её в копии постановления вовсе не означает её отсутствие в принципе.
Можно ли обжаловать, если у меня не было возможности остановиться без торможения?
Можно, но только если это реально так и есть. Как мы уже описали выше, чаще всего полученный с камеры при проезде на жёлтый материал представляет собой видеозапись проезда. И, если суд, например, решит заморочиться (то есть рассмотреть дело, как того требует закон – всесторонне), то сможет определить по видео, была ли реально у вас возможность встать перед стоп-линией или в другом требуемом месте, не прибегая именно к экстренному торможению.
То есть в таком случае по видеоролику можно легко определить скорость вашего движения и фазу смены сигнала светофора с мигающего зелёного на жёлтый в соответствии с дальностью расположения вашей машины в этот момент от стоп-линии. По определённой скорости примерно понятно, требуется для остановки применять экстренное торможение или нет. Конечно, всё это рассматривающий жалобу будет определять не на глаз, а путём проведения экспертизы.
2021-04-24 18:45:42
https://autotonkosti.ru/q/proehali-pod-kameroy-na-zhyoltyy-signal-svetofora-budet-li-shtraf-i