Водитель впереди перестроился и затормозил: кто будет виноват в ДТП и как доказать?


Нет времени читать статью?

  • Перестроение на другую полосу и торможение «в пол» – это опасное вождение, ПДД запрещает такие манёвры. Но «учителя» и автоподставщики этим активно пользуются.
  • Виновным в ДТП считается тот, кто подрезал и резко затормозил на дороге. В данном случае он нарушил п. 8.4 ПДД, за что полагается штраф в размере 500 рублей.
  • Однако, на практике в 2021 году сотрудники ДПС могут вменить вину вам, если въехали в зад оказавшейся впереди вас машины. Такое решение – незаконно! Его нужно обжаловать вышестоящему начальству ГИБДД или в суде.
  • Основным доказательством в вашу пользу выступает запись видеорегистратора, где виден манёвр перестроения и экстренного торможения другого водителя. Также могут помочь фото и видео с места ДТП, свидетельские показания и автотехническая экспертиза.
  • Не всегда стоит гнаться за скрывшимся лихачом. Лучше дождаться полицейских и показать им запись регистратора. Но если это единственный способ его найти (отсутствуют записи видеорегистратора или камер), то можно попытаться. Однако, после этого необходимо вернуться на место ДТП – в этом случае умысла для наказания за попытку скрытия у вас не должно быть, и наказания не последует.
  • Судебная практика неоднозначна. Но судьи часто встают на сторону водителей, которых подрезали – мы рассмотрели три свежих примера.
  • Среди водителей попадаются лихачи и просто желающие «проучить» вас за какие-то вроде бы безобидные манёвры. Из-за таких водителей возникает аварийная ситуация на дороге: внезапное перестроение на вашу полосу и тут же резкий удар по тормозам. В итоге вы не успеваете среагировать и часто случается ДТП. От таких «сюрпризов» никто не застрахован. Далее начинается выяснение отношений, кто из водителей прав, кто виноват, а кому возмещать ущерб. Причём, в большинстве таких происшествий вам придётся активно доказывать отсутствие своей вины. И если у вас вдруг не окажется записи с видеорегистратора – то это будет крайне сложно сделать. Давайте рассмотрим, как трактуются эпизоды с подрезанием и торможением, кто виноват в ДТП и что на этот счёт говорит нам судебная практика.

    Впереди меня подрезали и резко затормозили – кто виноват по ПДД?

    Вся суть конфликтов с подрезанием и торможением сводится к двум противоположным мнениям.

  • Вы, как водитель, можете справедливо утверждать, что «ехали по своей полосе и ничего не нарушали».
  • Оппонент рьяно доказывает, что и он ничего не нарушал, и вообще «не перестраивался, а ехал по данной полосе уже давно», а вы ехали сзади и «сами ударили его в задний бампер автомобиля».
  • Кто же прав? Для этого нужно разобрать аргументы на примере конкретных пунктов ПДД. Ведь в данном случае мы имеем дело такими манёврами, как перестроение, соблюдение дистанции и экстренное торможение.

    Приехавшие на место ДТП автоинспекторы могут запросто вменять вам нарушение одного или сразу двух пунктов ПДД – а именно:

    • 9.10 – согласно которому вы должны соблюдать расстояние до едущего впереди автомобиля, чтобы избежать столкновения с ним,
    • 10.1 – где вам предписано соблюдать скоростной режим, а также учитывать дорожные условия, характеристики автомобиля и прочие погодные условия.

    Основной аргумент ваших обвинителей строится на том, что вы не выдержали безопасную дистанцию до оказавшегося (затормозившего) впереди автомобиля, после чего въехали ему в зад.

    Однако, данное утверждение в корне неправомерно! Ведь по факту выбранную вами дистанцию нагло нарушил подрезавший вас водитель. С учётом этого положения и нужно отстаивать свою правоту.

    И для этой цели в вашу пользу сразу несколько пунктов ПДД:

    • 8.4. – самый важный пункт, который является ключевым. Намереваясь перестроиться, водитель должен уступить дорогу попутным автомобилям, которые едут, не меняя направления,
    • 8.3. – если водитель выезжает с прилегающей территории, то он также обязан отследить движение транспорта, движущегося по основной дороге, и уступить ему,
    • 8.1. – предписывает не создавать помех другим участникам дорожного движения при совершении перестроения на трассе,
    • 2.7. – запрещает «опасное вождение», суть которого в неоднократных манёврах, идущих вразрез с ПДД (а комбинация из перестроения и резкого торможения – как раз и образует состав «опасного вождения»),
    • 10.5. – не допускает аварийного торможения без объективной необходимости (то есть просто так – чем пользуются те же «учителя» в своих манёврах).

    При этом, даже если во время перестроения второй водитель включит поворотник – это не даёт ему никакого права вклиниваться в соседний ряд, мешая вам двигаться по дороге без снижения скорости и изменения направления.

    Одним словом, причинно-следственная связь в ДТП кроется в том, что подрезавший вас водитель резко жмёт на тормоза, вместе с тем сокращая дистанцию, вам же остаётся единственно верное решение по ПДД – успеть затормозить. Если происходит столкновение, то, логично, что вина лежит на том, кто встроился сбоку и перерезал вам путь. Но это еще предстоит доказывать…

    Виновность в ДТП с подрезанием

    Если подрезавший уехал с места ДТП?

    Нередко подрезавшие водители жмут на газ и сразу уезжают. Стоит ли ехать за ними и пытаться остановить? Нет! Достаточно того, что аварийную ситуацию заснял видеорегистратор в вашей машине. Или же вы запомнили номер второго автомобиля. Затем эти сведения нужно сообщить приехавшим сотрудникам ГИБДД.

    Ехать вдогонку за скрывшимся водителем не стоит. Во-первых, вы рискуете угодить в ДТП. Во-вторых, не факт, что скрывшегося «учителя» удастся догнать, особенно, если его машина быстрее и мощнее. Наконец, ваш отъезд может квалифицироваться как оставление места ДТП, если вы в разумные сроки не вернётесь на место происшествия, но и в этом случае, возможно, придётся доказывать отсутствие умысла в сокрытии, а это лишение прав до 1,5 лет или арест до 15 суток (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).

    Автоинспектор сам передаст информацию о скрывшемся участнике происшествия в дежурную часть. После этого лихача начнёт искать уже полиция.

    Да, есть риск, что водителя не найдут вовсе и не привлекут к административной ответственности. Однако, это никак не помешает вам получить возмещение по ОСАГО от страховой. Или подать гражданский иск о взыскании ущерба с владельца автомобиля, который подрезал вас на дороге.

    Какие доказательства могут пригодиться в ГИБДД и на суде?

    Ключевым в определении виновности подрезавшего водителя является доказательная база. Чем весомее у вас аргументы, тем больше шансов остаться правым.

    Причём, даже если ДТП оформлено, а видеозапись или заключение экспертов вы получили позднее, их нужно всё равно приобщить к материалам дела в ГИБДД или суд.

    Экспертное мнение

    Дмитрий Тиковенко о ДТП с подрезанием

    Дмитрий Тиковенко

    Эксперт по автоправу. Стаж 7 лет. Области специализации: гражданское право, споры по ОСАГО и ДТП

    Участникам ДТП важно помнить и знать, что на обжаловании постановления по административному делу история не заканчивается. Если суд по админке не очень добросовестно изучил все доказательства и принял необоснованное решение, то свою невиновность можно доказать и в гражданском процессе, подав иск к причинителю вреда о возмещении ущерба. Но нужно понимать, что это будет долгий процесс, так как сперва нужно будет ещё в страховую обращаться, а потом к финансовому уполномоченному.

    Задать вопрос

    Итак, о самих доказательствах…

    Запись видеорегистратора

    Как ни банально это прозвучит, но запись видеорегистратора из машины – один из надёжных и доступных доказательств для водителя в 2021 году. Не исключено, что данная запись окажется единственным доказательством.

    Если у вас нет регистратора, стоит похлопотать и найти очевидцев происшествия. Возможно, кто-то из водителей ехал рядом. И, если у него установлен видеорегистратор, то наверняка сохранилась и запись аварии с вашим участием. Нужно лишь сохранить информацию на свой ноутбук или смартфон (с помощью USB-кабеля). Сделайте себе и резервную копию записи на случай, если файл вдруг повредится.

    Не забудьте сообщить инспектору ГИБДД о наличии записи с регистратора. Пусть он просмотрит эпизод своими глазами. Это должно помочь прояснить ситуацию и установить настоящего виновника аварии – того, кто агрессивно вклинился в ваш ряд и резко затормозил.

    Видеорегистратор при ДТП при перестроении

    Поиск наружных камер

    Записи уличных камер видеонаблюдения – это второй информативный источник, который может здорово помочь с анализом происшествия.

    Осмотритесь на месте ДТП, наверняка поблизости вы заметите наружные камеры, в чьем поле зрения участок дороги – камеры могут быть у магазинов, офисов, хостелов, школ, бюджетных учреждений. Если таковые найдутся, попросите хозяев заведений сохранить запись. А лучше отдать её вам. Но в последней просьбе могут отказать. В таком случае ходатайствуйте в ГИБДД об изъятии записей с наружных камер и приобщении к материалам дела. И тогда просто попросите хозяев камер сохранить для вас запись определённой даты и времени, чтобы она не перезаписалась.

    Фото и видео с места ДТП

    Возьмите за правило фиксировать объекты аварии – на фото и видео.

    Сфотографируйте расположение обоих автомобилей на дороге (если второй участник ДТП, конечно, не скрылся). Захватите на фото другие объекты инфраструктуры на местности – светофоры, разметку, номера домов, вывески магазинов и т.д.

    Сделайте фото повреждений на автомобилях. Зафиксируйте отпечаток протектора на асфальте, осколки битого стекла, «вмятины», отвалившиеся части бампера или другие повреждения (в том числе дорожной инфраструктуры).

    Осенью и зимой нужно оперативно фиксировать следы аварии, потому как мокрый снег и грязь могут помешать сделать это в дальнейшем. Тем более, что иногда приходится ждать приезда ГИБДД несколько часов.

    Фото с места ДТП

    Свидетельские показания

    Также следует найти очевидцев происшествия: других водителей или пешеходов. Возможно, они сами предложат вам свою помощь. Запишите ФИО, адрес и телефон свидетелей ДТП – в дальнейшем придётся ходатайствовать об их вызове на разбор в ГИБДД или в суд.

    Заручитесь их готовностью выступить свидетелем на вашей стороне.

    Кроме того, очевидцев можно искать и после ДТП. Например, написав сообщение в городскую группу в соцсетях или подав объявление в газеты. Иногда это помогает найти тех, кто видел опасный манёвр второго водителя, но чьи данные вы не смогли записать на месте.

    Трасологическая экспертиза

    Произошедшая авария порождает массу споров. Установить истину бывает крайне сложно – в таком случае можно прибегнуть к помощи трасологической экспертизы, путем подачи ходатайства в суд.

    В ходе такой экспертизы проводится исследование и оценка следов с места ДТП.

    Например:

    • в каком месте произошло столкновение,
    • под каким углом,
    • какое ТС оставило следы на асфальте,
    • каким был тормозной путь,
    • сколько всего было автомобилей,
    • соответствуют ли найденные детали модели конкретной машины и т.д.

    Трасологическая экспертиза позволяет понять верность ваших действий, которые вы предприняли после того, как второй водитель подрезал вас и резко затормозил. В том числе, если ДТП было бесконтактным, и особенно – с нанесением вреда здоровью других людей или ущербом имуществу.

    Автоэкспертиза - кто подрезал

    Судебная практика в 2021 году

    Определить, что решит суд, достаточно тяжело. Слишком много факторов, индивидуальных особенностей происшествия и различие судебной практики в регионах.

    Однако, мы всё же разберём несколько характерных примеров, когда виновным в итоге оказывался тот, кто подрезал на дороге:

  • Верховный Суд РФ разбирал жалобу некого Табачкова, который пытался оспорить решения нижестоящих судов. Суть дела в том, что истец выезжал с прилегающей территории и подрезал другое ТС – от чего водитель той машины, уходя от столкновения, врезался в дерево. Табачков при этом уехал с места «бесконтактного» ДТП, за что его хотели привлечь по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Истец утверждал, что он никого не подрезал и вообще не заметил ДТП. Но это ему не помогло. Верховный Суд отклонил жалобу Табачкова, оставив в силе постановление нижестоящего суда (Дело № 78-АД15-4).
  • В Белгороде автоледи подала жалобу на постановление инспектора ГИБДД, которым ей вменялось нарушение п. 8.4 ПДД со штрафом в 500 рублей. Суд установил, что истец перестроилась по всем правилам, а уже после на полосу её движения вклинился другой водитель, тем самым подрезав ТС автоледи – в конечном счёте произошло ДТП. Однако, инспекторы не дали должной оценки действиям истца. Суд не может сделать однозначный вывод о виновности автоледи. Решением № 12-251/2020 от 17 ноября 2020 г. по делу № 12-251/2020, постановление инспектора ОР ДПС ГИБДД отменено, а производство по делу прекращено.
  • Ставропольский водитель дошёл до краевого суда, не согласившись с постановлением инспектора ГИБДД и районного суда. Адвокат истца просил суд пересмотреть обстоятельства по делу. Однако, они оказались не в пользу водителя – выяснилось, что тот совершил обгон КАМАЗа, выполнил перестроение, а затем резко затормозил, что привело к столкновению с грузовиком. Суд не увидел оснований для принятия иного вердикта в пользу истца. Поэтому Решением № 7-795/2020 от 25 ноября 2020 г. по делу № 7-795/2020, краевой суд подтвердил правомерность предыдущих постановлений. Лихачу назначили штраф.
  • Указанные примеры свидетельствуют о положительной судебной практике по рассматриваемому нами вопросу в 2021 году. На деле инспекторы ГИБДД могут вменять вину тому, кто въехал в зад перестроившемуся на полосу автомобилю. Но, как мы выяснили выше, это незаконно. И такие постановления нужно обжаловать в судебном порядке. Но прежде собрать как можно больше доказательств, о которых мы также упомянули выше.

    Желаем удачи, будьте аккуратнее на дорогах!



    2021-07-01 19:38:11

    https://autotonkosti.ru/q/voditel-vperedi-perestroilsya-i-zatormozil-kto-budet-vinovat-v-dtp-i

    ПДД Права
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: