Многие нормативные акты в последние годы часто обновлялись. Власти разработали даже новый КоАП, полностью его переработав. А вот ГОСТ, регулирующий светофоры, дорожные знаки и разметку, действовал уже более 15 лет, претерпевая лишь небольшие изменения. Между тем, это один из основных стандартов, который оказывается порой решающим в спорах по административным делам и по ДТП. В конце прошлого года РосДорНИИ разработал новый госстандарт, существенно обновлённый и приведённый в соответствие с действующими ПДД и другими документами. В статье рассмотрим обзор основных изменений обновлённого ГОСТ Р 52289-2019, приведём официальный текст, который вы сможете скачать, актуальный на 2023 год.
Что за новый ГОСТ?
На самом деле, основная концепция документа осталась прежней – датированной ещё 2004 годом. Однако, появилось множество поправок, которые привели в соответствие с Венской конвенцией и нашими локальными Правилами дорожного движения.
Так, наиболее значимые изменения:
- в изменившемся ГОСТе Р 52289-2019 появились правила применения дорожных знаков, которые уже давно внесены в ПДД, но были не регламентированы для установки,
- знак 3.20 Обгон запрещён теперь во всех случаях должен дублироваться слева от дороги – таким образом, закрыта тонкость, когда водителей лишали прав за обгон (без разметки), о запрете которого они и не подозревали просто потому, что, к примеру, опережали по встречной полосе фуру, которая закрывала этот знак,
- границы платных парковок теперь обозначаются прерывистой разметкой синего цвета.
Вы сами можете сравнить этот новый правовой акт с его прежней редакцией, загрузив документ.
Скачать ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства регулирования дорожного движения: знаки, разметка и светофоры».
Когда вступает в силу?
Статус действующего госстандарт приобретает с 1 апреля 2020 года. Это официальная дата вступления его в законную силу.
Между тем, пока остаётся непонятным, насколько быстро практически будут приводиться в действие его предписания. Например, то же требование дублировать дорожный знак 3.20 слева проезжей части дороги – очевидно, что для установки дополнительных знаков у дорожных служб потребуется много времени.
Какие изменения?
Обновлений правил применения знаков и разметки очень много. Все их вы можете прочитать в специально подготовленном обзоре РосДорНИИ.
Мы же рассмотрим наиболее значимые и интересные для рядовых водителей и автолюбителей.
Знак Обгон запрещён должен дублироваться слева
Такое предписание было и ранее у ГОСТа 2004 года. Но только не для 2-хполосных дорог (по полосе в каждом направлении).
Отныне 3.20, а также 3.22 (Обгон запрещён только грузовым авто) обязан дублироваться слева на всех дорогах, кроме односторонних, разумеется. Здесь обогнать не получится по определению ПДД, так как отсутствует встречная полоса.
5.1.6 … Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 — на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях.
Новые знаки
Как мы уже упоминали выше, стандарт дополнен новыми дорожными знаками в соответствии с требованиями ПДД и некоторыми законами. Вот список всех новых обозначений, которые вы можете увидеть на дорогах, после изменений.
- 1.35 по новому ГОСТу обозначает подъезд к перекрёстку с «вафельной» разметкой,
- 3.34 – запрет проезда автобусов,
- 5.14.2 и 5.14.4 сигнализируют о начале и, соответственно, конце полосы для велосипедистов,
- 5.35 и 5.36 означают зоны начала и конца действия зоны с ограничением экологического класса, указанного в СТС автомобиля,
- 5.37, 5.38 дополнительно к вышеуказанным дорожным знакам действуют только для определённой категории машин,
- 5.39 и 5.40 – начало и конец велозоны,
- 7.14.1 символизирует о пункте таможенного контроля,
- 7.21 – о заправке для электромобилей,
- табличка 8.4.3.1 уже применяется вместе с каким-либо знаком и означает, что знак распространяется на электромобили,
- 8.4.15 наоборот, указывает, что знак не действует на электрические автомобили,
- 8.9.2 указывает, что парковаться здесь можно только при наличии спецразрешения,
- 8.9.3 разрешает парковку или стоянку только для авто дипломатического корпуса,
- 8.25 указывает, что знак действует на автомобили написанного на табличке экологического класса,
- 8.26 предписывает, что в том месте, который символизирует дорожный знак, есть зарядка для электромобилей.
Отмена отражающей поверхности для некоторых знаков
Знаки приоритета теперь запрещено встраивать в квадратные световозвращающие коробы. Ранее это применялось редко, но ГОСТу не противоречило.
Однако, изначально форма таких знаков была разработана с той целью, чтобы даже с других направлений дорог было понятно, что это за дорожные знаки. Например, «Уступи дорогу» в виде перевёрнутого прямоугольника – и более для других знаков такой же формы нет. То же касается для главной дороги.
Поэтому ныне с изменениями это правило приведено в соответствие с международной Конвенцией.
RFID-маркировка в знаках
Теперь в сооружения, снабжённые световозвращающими элементами, можно встраивать специальные чипы для чтения этих сооружений (знаков, разметки и других обозначений) специальными программными средствами). Ещё один шаг в сторону автомобилей-бепилотников.
Знак парковки всё ещё не отменяет действие запрета остановки
А теперь рассмотрим поправку, которой не было, но которую ждали многие водители.
Дело в том, что уже многие годы на дорогах России можно встретить противоречие знаков, когда на участке дороги, к примеру, с местным уширением, стоит знак 6.24, указывающий, что здесь можно парковаться. В то же время, ранее установлен 3.27 «Остановка запрещена».
Так вот, первый дорожный знак не отменяет действие запрета. И зачем он тогда вообще нужен, не очень понятно.
Новый ГОСТ, к сожалению, не раскрыл ответа на данную тонкость, и потому парковаться даже при наличии специального знака, нужно осторожно.
Синяя разметка на платных парковках
Зона платной стоянки или остановки транспортных средств в 2023 году может обозначаться прерывистой разметкой синего цвета. Вот так пример такой линии приводят в РосДорНИИ:
В заключение отметим, что ГОСТ 52289 относится к обязательным для соблюдения в Российской Федерации. Это означает, что его предписания обязаны соблюдать повсеместно и обязательно. Это означает, что в теории отсутствие, к примеру, дублирующего знака запрета обгона может помочь в обжаловании постановления ГИБДД.
2023-09-13 10:23:33
Источник