Ремонт дороги закончился, а временные запрещающие знаки остались на месте. Осталась на месте и запрограммированная на временное ограничение скорости камера. Водитель получает постановление и пытается оспорить его. В ответ получает: «Знак есть – соблюдай». Попытка сослаться на ГОСТы вызывает у правоохранителей и судей улыбку: «Стандарты – дело добровольное». Попробуем разобраться в нашем вопросе о том, стоит ли и как обжаловать штраф, если временные знаки попросту забыли или преднамеренно не убрали после окончания ремонта дороги.
Законность штрафа при неубранных временных знаках
Для начала цитата из КоАП:
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
При нарушении требований временного знака, который по какой-то причине вовремя не был убран после ремонта дороги, событие правонарушения все равно имеет место, а вот состава правонарушения нет. То есть нет совокупности 4 составляющих:
Как неубранный знак влияет на безопасность дорожного движения? Никак. А раз нет объекта правонарушения, то нет и состава. Дело должно быть прекращено. Кстати, Конституционный суд указал, что при вынесении постановления по данным, полученным с автоматической камеры, не устанавливается только субъект правонарушения – постановление в ЦАФАП выносят на собственника транспортного средства, а наличие всех остальных составляющих состава правонарушения подлежит доказыванию, в том числе подлежит доказыванию наличие объекта правонарушения.
И инспекторы ЦАФАП об этом прекрасно знают, поскольку, например, в постановлениях указывают ключевую фразу «Признать виновным…», то есть фиксируют наличие вины в действиях водителя и, как следствие, наличие субъективной стороны состава правонарушения.
Итак, мы пришли к выводу, что состава правонарушения при нарушении требований временного знака, который забыли убрать – нет.
Пример Постановления ВС по аналогичному делу, но с другой формулировкой.
Нарушает ли тот, кто не убрал знаки после ремонта?
Теперь разберемся, почему действия государства и организации, проводившей ремонтные работы, приведшие к наличию на дороге никому не нужно временного знака, нарушают закон?
По закону «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения преследуют две цели:
Как мы уже разобрались, забытый на дороге знак, ограничивающий скорость, запрещающий обгон, остановку или что-либо иное, на безопасность дорожного движения никак не влияет. А пропускная способность дороги снижена.
И в этом смысле неубранный временный знак после окончания ремонта дороги в 2023 году как для инспекторов ЦАФАП, так и для инспекторов ДПС имеет очень гнилой запашок под названием «халатность».
В какие сроки должны быть удалены временные знаки?
Осталось разобраться со сроками, когда временные знаки должны быть убраны.
Согласно разделу 4 ГОСТ 33220-2015, дефекты проезжей части должны быть обозначены временными знаками в соответствии с национальными стандартами.
Временные технические средства организации дорожного движения, установленные на период времени до устранения дефекта, должны быть демонтированы организацией, их установившей, одновременно с устранением причин их установки в течение 1 суток – п.4.4 ГОСТ 33220-2015.
Хотя, используя ссылку на национальные стандарты, лучше воспользоваться ГОСТ Р 50597-2017:
6.1.2 Временные технические средства организации дорожного движения по ГОСТ 32758, установленные в местах проведения работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на всех категориях дорог и групп улиц должны быть убраны, демонтированы или демаркированы:
- в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки,
- в местах проведения работ по содержанию – в течение одного часа.
Аналогичные требования установлены и в пока еще действующем стандарте:
4.1.6. Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки – ГОСТ 50597-93.
Но ведь ГОСТы не обязательны для исполнения!
Как я уже указал выше, ссылку на стандарты инспекторы и судьи обрывают фразой, что ГОСТы – дело добровольное. Это не совсем так. Существует Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. В него включен упомянутый ГОСТ 50597-93. Появление в этом списке нового ГОСТ Р 50597-2017 – лишь дело времени.
А для технического регламента «Безопасность автомобильных дорог», выполнение требований которого обязательно, приложен список стандартов, выполнение требований которых на добровольной основе автоматически приводит к выполнению требований самого регламента. В данном списке упоминается ГОСТ 33220-2015.
Кроме того, пометьте себе. С 30.12.2018 года вступает в силу новый закон «Об организации дорожного движения», в котором прямо указано буквально следующее:
Размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения, не допускается.
В заключение
Таким образом, обжаловать штраф в случае, если ремонт дороги закончился, а временные знаки забыли убрать, Вы должны успешно, при алгоритме действий по указанной выше статье. О тонкостях непосредственно порядка оспаривания штрафов вместе с бланками жалобы, актуальными на 2023 год, я и мои коллеги рассказали в наших специальных статьях:
- про жалобу на штраф с камеры за превышение скорости,
- про общий порядок оспаривания наказаний КоАП.
2023-10-13 12:35:50
Источник